Ветрова Елизавета Федоровна, воспитатель.
Предметно-развивающая среда группы «Подсолнушки»Предметно-пространственная развивающая среда группы «Подсолнушки» (подготовительная к школе группа) МБДОУ «Детский сад № 97» города Иваново. Октябрь 2024 г.
Воспитатель : Ветрова Елизавета Федоровна.
С переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день является особенно актуальным. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при организации режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, увлечений, уровня активности. Предметно-развивающая среда в группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и т.п. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций, наглядный материал, разнообразные инструменты и материалы для творчества и труда. Предметно-пространственная среда должна учитывать интересы и мальчиков, и девочек. Мальчикам нужны инструменты, модели машинок, всевозможные конструкторы, девочкам – материалы для занятий рукоделием: обрезки ткани, ленты, бисер, пуговички и т.п. и атрибутика для СРИ «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Школа». Все это мы попытались учесть в организации ППРС в группе. Итак, в группе организован Уголок природы. В него входят - комнатные растения с «табличками-схемами» ухода за ними, - инвентарь для поддержания необходимых условий для роста (леечки, опрыскиватели, лопаточки для рыхления, кисточки и тряпочки для удаления пыли с листьев), -природный материал для познавательной и творческой деятельности (шишки, камни, ракушки, сухие листья и соцветия, кора, мох, орехи, крупы, колоски и т.п.), -календарь природы, в котором дети ежедневно делают отметки о своих наблюдениях (самостоятельно либо с помощью педагога), -Чудо-дерево наблюдений за природными явлениями. Атрибутика изготавливается детьми совместно с педагогом и меняется в зависимости от сезона. -выставка поделок детей из природных материалов, -развивающие игры, -наглядный и дидактический материал по пройденным темам для самостоятельных игр и повторения. Кроме этого, мы взяли шефство над холлом перед группой: ухаживаем за комнатными растениями и аквариумом с рыбками. Дети очень любят наблюдать за ними, кормить их, участвовать в чистке аквариума и смене воды. Сезонным элементом «Уголка природы» является «Огород на подоконнике». Дети проращивают семена, наблюдают за ростом культурных растений, ухаживают за ними, высаживают цветочную рассаду на цветник детского сада. Самое приятное для них – уборка урожая! Совместно с родителями мы проводим праздники, на которых дети готовят витаминные блюда из выращенных овощей и зелени. Уголок дежурства формирует у детей культурно-гигиенические навыки, социально-коммуникативные и желание трудиться. Уголок конструирования позволяет детям проявить фантазию, закрепить понятия формы, размера, цвета, способствует развитию коммуникативных навыков, т.к. ребята, чаще всего, объединяются в микрогруппы для строительства и последующей игры, благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. Уголок ПДД содержит модели машин, различного размера эстакады, макеты улиц города с дорожными знаками, развивающие игры соответствующей тематики, атрибуты для СРИ, альбомы и плакаты с иллюстративным материалом. Уголок безопасности тесно переплетается с уголком ПДД и уголком «Здоровье». Здесь дети могут использовать атрибутику для сюжетно-ролевых игр, наглядный материал по безопасности детей в различных ситуациях. Мною собраны альбомы о строении тела человека, правилах оказания первой помощи при различных травмах и т.п., игры. Уголок СРИ «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская». Уголок ИЗО позволяет детям в свободное время заняться любимым видом творчества. Для этого в свободном доступе есть все необходимые материалы и инструменты. В папках собраны репродукции картин известных художников, различные схемы для выполнения работ в технике оригами, квиллинга, аппликации и т.п. Здесь же собраны книги-учебники для детского творчества с фотографиями поделок, рисунков, доступных для самостоятельного изготовления детьми старшего дошкольного возраста. Книжный уголок содержит детскую литературу, подборка которой осуществляется в зависимости от темы недели и потребностей и интересов детей. Театральный уголок содержит многочисленные атрибуты для театрализованных представлений. Дети очень любят примерять на себя различные роли и устраивать спектакли.
Речевой уголок содержит разнообразные игры для развития фонетического слуха, дыхания, формирования грамматического строя речи, расширения лексического запаса, развития связной речи. Здесь же собраны картотеки для педагога по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физкультминуток и т.п.
Уголок развития мелкой моторики представлен разнообразными шнуровками, мозаиками, пазлами, материалами для рукоделия (бисер, пуговицы, пяльца, нитки, иглы, обрезки тканей и т.д.) Патриотический уголок содержит официальную и неофициальную символику, альбомы о городах России, в том числе Иваново, фото памятников архитектуры и искусства нашей страны, национальных костюмах и т.п. Сюда же добавлен материал по географии, т.к. дети растут и требуют все новых знаний (материки, страны, флаги, исторические места и достопримечательности разных стран). Имеется глобус и детская карта мира (дети ОЧЕНЬ любят их рассматривать!) Уголок русской культуры представляет из себя мини-музей, собранный совместно с семьями воспитанников. Здесь же хранятся творческие работы детей, накопленные в процессе работы по самообразованию «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами». Для формирования элементарных математических представлений, развития логического мышления, сенсорики, памяти, воображения и других психических процессов в группе организован математический уголок. Он включает в себя настольно – печатные дидактические игры, наборы геометрических фигур, счетный материал, рабочие тетради для закрепления и отработки навыков и умений и т.д. Для физического развития имеется спортивный уголок с необходимым оборудованием для закаливания (разнообразные сенсорные дорожки, массажеры), картотека подвижных игр, гимнастики после сна, минимальный набор инвентаря для подвижных игр. Уголок уединения представлен детской палаткой, в которой дети постелили принесенные из дома одеяльца и подушечки. Здесь можно отдохнуть от слишком активной энергетики группы, поиграть во что-то сокровенное, глубоко личное.
Зона экспериментирования только оформляется нами. Седьмой год жизни – прекрасное время для опытов и исследовательской работы. Мною собрана большая картотека экспериментов для детей старшего дошкольного возраста. Уголок будет «обрастать» новыми материалами, инструментами, оборудованием. Групповое помещение оборудовано интерактивной доской, магнитной доской, фланелеграфом. Также в группе есть мини музей деревянной игрушки. В приемной имеются стенды с информацией для родителей, место для творческих работ воспитанников, Книга Добрых слов, в которой собраны благодарности в адрес родителей и воспитателя.
2 октября 2021 в 15:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.